Индия все больше полагается на то, что иностранные компании будут стимулировать рост добычи нефти и газа и создавать рабочие места, поскольку внутренние инвестиции из частного сектора привлечь не удается, пишет Argus.
Индия все больше полагается на то, что иностранные компании будут стимулировать рост добычи нефти и газа и создавать рабочие места, поскольку внутренние инвестиции из частного сектора привлечь не удается, пишет Argus.
Однако сохраняющаяся неопределенность по поводу ценовых реформ и налоговой политики грозит отпугнуть некоторых инвесторов.
Дискуссии с иностранными нефтегазовыми компаниями сосредоточены главным образом на инвестициях в переработку и хранение. До сих пор интерес ограничивается предварительными соглашениями, поскольку бюрократия и конфликты из-за собственности на землю тормозят дальнейшее продвижение. Индия, в отличие от своего регионального соперника Китая, не имеет финансовых возможностей для строительства энергетической инфраструктуры за счет бюджета.
В 2018 году государственные нефтяные компании с Ближнего Востока обозначились как главные потенциальные инвесторы в транспортировку и переработку в Индии, тогда как мейджоры проявляют интерес в основном к ритейлу и СПГ-терминалам.
Saudi Aramco и эмиратская ADNOC договорились о приобретении 50-процентной доли в планируемом НПЗ Ratnagiri мощностью 1,2 млн баррелей в день и нефтехимическом проекте мощностью 18 млн тонн в год в штате Махараштра. Это самые масштабные инвестиционные планы иностранных компаний в перерабатывающем секторе Индии. ADNOC, Aramco и контролируемая государством индийская IOC получат по 25% в проекте Ratnagiri стоимостью $44 млрд, а у индийских госкомпаний Bharat Petroleum (BPCL) и Hindustan Petroleum будет по 12,5%.
Но проект отстает от графика на три года из-за проблем с приобретением земли. А жизнеспособность проекта - и без того сомнительную, учитывая значительное расширение перерабатывающих мощностей, запланированное в других странах АТР - может подорвать предложение принадлежащей “Роснефти” Nayara Energy, ранее Essar Oil, удвоить мощность НПЗ до 800 тыс баррелей в день и планы частной компании Reliance Industries (RIL) увеличить мощность своего комплекса в Джамнагаре, перерабатывающего в настоящее время 1,36 млн. баррелей в день еще на 600 тыс баррелей в день. В обоих случаях речь идет о расширении существующих мощностей, которое как правило требует меньших затрат и может быть реализовано быстрее, поскольку земля доступна. В результате неясно, есть ли на рынке место для еще одного крупного НПЗ, такого как Ratnagiri, расположенного на западном побережье Индии.
BPCL также ведет переговоры с кувейтской государственной KPC об инвестировании в проект по увеличению мощности НПЗ Bina со 120 тыс баррелей до 310 тыс баррелей в день. А контролируемая государством тайваньская CPC предлагает инвестировать $6,6 млрд в крекинговые и перерабатывающие установки на восточном побережье Индии, использующие сырье с самого нового НПЗ IOC Paradip, мощность которого составляет 300 тыс баррелей в день.
Индия также стремится привлечь $1,5 млрд иностранных инвестиций в строительство хранилищ общим объемом 48 млн баррелей в штатах Карнатака и Одиша. Хранилища являются частью стратегического нефтяного резерва страны (SPR). ADNOC заполнила половину существующего SPR в Мангалоре объемом 11 млн баррелей и ведет переговоры о том, чтобы заполнить половину хранилища в Падуре объемом 17 млн баррелей. Но ограничения на внутреннюю торговлю нефтью и ее экспорт - нефть нужна в основном для обеспечения энергетической безопасности Индии - расхолаживают других потенциальных инвесторов, таких как трейдер Trafigura и банк Goldman Sachs.
Мейджоры проявляют больший интерес к рознице, учитывая огромный потенциал индийского спроса. BP получила лицензии на создание более 3000 станций технического обслуживания и ведет переговоры со своим партнером по разведке и добыче RIL о совместной розничной продаже топлива. Total заключила предварительное соглашение с частной компанией Adani об инвестировании в индийские СПГ-терминалы и создала 1500 торговых точек. Shell планирует расширить свое присутствие в ритейле более чем в десять раз, до 1500 торговых точек, а Trafigura подала заявку на получение лицензии на розничную торговлю от имени аффилированной компании Puma Energy.
Индийское правительство создало комиссию по разработке новой розничной топливной политики, которая должна представить свои рекомендации к январю.
Об инвестиционном потенциале Индии говорят уже давно, но реальность не оправдает ожиданий.
Государственное вмешательство в ценообразование на транспортное топливо создает неопределенность для инвесторов. В октябре правительство снизило налоги на дизельное топливо и бензин на 2,50 рупии за литр (3,4 цента за литр), но переложило часть налогового бремени - 1 рупию за литр - на государственных продавцов нефти. Продолжающийся налоговый спор между британской добывающей компанией Cairn Energy и правительством также повредил инвестиционному климату, поскольку Дели угрожает обратиться в индийские суды, если проиграет дело в международном арбитраже. Неопределенность могут усугубить федеральными выборами, которые должны состояться к маю 2019 года, когда, по прогнозам аналитиков, к власти придет коалиционное правительство.
Политическая неопределенность негативно отражается на том, что могло бы стать инвестиционной привлекательностью. Суммарный спрос на нефтепродукты в ноябре составил 17,3 млн тонн по сравнению с 18 млн тонн в октябре и с 17,6 млн тонн в ноябре прошлого года. Продажи дизельного топлива на уровне 1,72 млн баррелей в день снизились почти на 5% по сравнению с ноябрем 2017 года.