В то время как рыночные эксперты продолжают анализировать решение Катара о выходе из ОПЕК, Майкл Коэн, возглавляющий аналитическую группу по энергоресурсам в Barclays Bank, заявил, что второй крупнейший производитель может стать следующим членом картеля, вышедшим из него.
В то время как рыночные эксперты продолжают анализировать решение Катара о выходе из ОПЕК, Майкл Коэн, возглавляющий аналитическую группу по энергоресурсам в Barclays Bank, заявил, что второй крупнейший производитель может стать следующим членом картеля, вышедшим из него, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.
“Я думаю, что из всех стран ОПЕК в последние шесть-восемь месяцев выделяется Ирак, - сказал он. - Ирак часто не выполняет свои обязательства, и вполне может чувствовать, что оставаться в Организации не в его интересах”.
В ноябре экспорт нефти из Ирака снизился до семимесячного минимума из-за погодных условий в южных портах. По данным иракского министерства нефти, экспорт составил 3,372 млн баррелей в день, что является самым низким уровнем с апреля нынешнего года.
Готовность Саудовской Аравии снизить объемы производства, чтобы поддержать мировые цены на нефть, указывают, что растущая обеспокоенность мировых рынков по поводу возможного избытка предложения заставляет фактического лидера ОПЕК нервничать. При этом добыча нефти в Саудовской Аравии в октябре и ноябре достигла рекордного уровня в 11 млн баррелей в день, в дополнение к российскому производству, превышающему 11 млн баррелей в день. Добыча нефти в США также вышла на рекордные уровни, близкие к 11,5 млн баррелей в день. Увеличение добычи тремя крупнейшими производителями происходит на фоне экономических проблем охватывающих развивающиеся рынки, и прогнозов о замедлении темпов экономического роста из-за торговой напряженности между Вашингтоном и Пекином.
История разногласий между ОПЕК и Ираком восходит ко времени окончания Второй войны в Персидском заливе в 2003 году, поскольку послевоенная добыча нефти в стране была слабой. Производство к концу войны упало примерно до 900 тыс баррелей в день по сравнению с довоенным уровнем в 3,5 млн баррелей в день.
С тех пор Ирак лишь время от времени проявляет готовность соблюдать решения ОПЕК, особенно в том, что касается снижения добычи нефти. В последний раз, когда ОПЕК нуждалась в сокращении производства на фоне падения цен на нефть и перенасыщении рынка в конце 2016 года, Ирак сопротивлялся, тянул время, блефовал, но в конце концов уступил. Тогдашний министр нефти Джабар Али аль-Луаиби фактически побуждал производителей нефти и газа, работающих в Ираке, наращивать объемы производства в течение оставшейся части 2016 года и в 2017 году.
В ноябре, на фоне новых опасений по поводу предложения, министр нефти Ирака Тамер Гадбан заявил, что Ирак планирует увеличить объемы добычи и экспорта нефти в 2019 году, сосредоточив внимание на южных нефтяных месторождениях, и близок к достижению соглашения с иностранными компаниями.
Ирак стремится в 2019 году довести добычу до 5 млн баррелей в день при среднем объеме экспорта на уровне около 3,8 млн баррелей в день. По оценкам Wood Mackenzie, объем добычи в Ираке в этом году вырос примерно на 6%, а к 2025 году нефтедобыча достигнет 6 млн баррелей в день.