В прошлом бразильская государственная нефтяная компания Petroleo Brasileiro SA (Petrobras) подчинялась прихотям местной политики, и эта модель была, мягко говоря, нестабильной.
В прошлом бразильская государственная нефтяная компания Petroleo Brasileiro SA (Petrobras) подчинялась прихотям местной политики, и эта модель была, мягко говоря, нестабильной, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.
После длившихся годами коррупционных скандалов и быстрых смен власти Petrobras наконец-то может обрести стабильность со своим новым генеральным директором Роберто Кастелло Бранко, экономистом, бывшим членом совета директоров Petrobras и активным сторонником приватизации.
Экономические аналитики уже прогнозируют, что непомерно высокие риски падения, связанные с акциями Petrobras, значительно уменьшатся. Нынешний генеральный директор Иван Монтейру покинет пост только 1 января, но после того, как было объявлено о назначении Кастелло Бранко, акции Petrobras уже выросли почти на 2%.
Кастелло Бранко был назначен на днях новым президентом Бразилии Жаиром Болсонару, таким же, как он сам, сторонником рыночных реформ. До прихода в совет директоров Petrobras в 2015 году Кастелло Бранко 15 лет был директором бразильской горнодобывающей компании Vale. Уйдя из Petrobras в 2016 году, он стал университетским профессором и работает в аналитическом центре Fundacao Getulio Vargas, занимающемся проблемами бизнеса.
Новый генеральный директор Petrobras давно выступает за приватизацию огромной энергетической компании, и теперь у него будет гораздо больше возможностей и поддержки для работы над воплощением этой мечты в жизнь. Помимо того, что его поддерживает Болсонару, Пауло Гуэдес, давний друг и единомышленник Кастелло Бранко, скоро займет пост министра финансов Бразилии.
Несмотря на изменения в правительстве и сильные настроения в пользу приватизации, эксперты в основном придерживаются единого мнения, полагая, что полная приватизация Petrobras неосуществима, да и сам Кастелло Бранко признает это. Он сможет продвигать программу, ориентированную на рынок, устанавливать цены на топливо и более агрессивно избавляться от ненужных активов. Хотя это далеко не приватизация, изменения будут значительными по сравнению с тем, что происходило при предыдущих левых правительствах. После стольких лет пребывания противников приватизации у власти в Бразилии, в стране сейчас больше государственных компаний, чем в любом другом государстве Западного полушария. Forbes даже назвал Бразилию “латиноамериканским Китаем”.
Хотя существует много веских аргументов в пользу приватизации, которая помогла бы бразильской нефти оставаться конкурентоспособной и вступить в длительную борьбу с огромными долгами страны, рыночные силы, которые приходят сейчас в политику и промышленность натолкнутся на сильное сопротивление. Идеи приватизации крайне непопулярны среди бразильских военных, которые вносят раскол в базу поддержки бывшего офицера Болсонару. Приватизация, вероятно, также означала бы прекращение топливных субсидий, введенных после забастовки дальнобойщиков, которая весной парализовала страну. После многолетних усилий, предпринимавшихся Бразилией, чтобы удержать свои ресурсы под собственным контролем, многие избиратели противятся идее о передаче этой независимости богатым иностранным инвесторам.
Болсонару уже объявил о своих планах начать продажу огромного количества подсолевых месторождений Petrobras иностранным инвесторам. Если все пойдет, как задумано, “большая нефть” внезапно получит доступ к объемам нефти, превышающим все доказанные запасы Мексики.
Кастеллано Бранко, в свою очередь, заявил, что он переориентирует стратегию Petrobras на распродажу непрофильных активов с тем, чтобы компания сконцентрировалась на разведке и добыче нефти. В недавнем интервью он сказал, что приватизация не обсуждается. “У меня нет полномочий думать об этом”, - сказал он. Но очевидно, что любая рыночная реформа, радикальная или нет, повлечет за собой радикальные перемены. Не исключено, что к лучшему.