О том какие новые вызовы в области импортозамещения возникли у отечественных производителей, каким видят инженеры и руководители будущее своей отрасли, и чем можно было бы помочь российским предприятиям, ИРТТЭКу рассказал Олег Кулаков, директор по развитию Елабужского аккумуляторного завода, который находится в особой экономической зоне «Алабуга» в республике Татарстан
В 2024 году — 10 лет с момента введения первого пакета антироссийских санкций, как политических, так и экономических. Среди вызовов, стоящих перед российской экономикой, один из самых важных вопросов — импортозамещение. По оценке экспертов Минпромторга России к концу 2023 года 65% производственных компаний располагали потенциалом для выпуска импортозамещающей продукции: 50% опрошенных предприятий определяли свои возможности в этой сфере как высокие, а еще 33% — как средние.
Институт развития топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) совместно с челябинским производителем промышленных электродвигателей заводом «Русские Электрические Двигатели» (АО «РЭД») реализует программу исследования в области продвижения идей импортозамещения. Исследование представляет собой серию интервью с руководителями крупнейших российских промышленных предприятий, инженерами, технологами. Одна из задач исследования состоит в том, чтобы проанализировать по каким принципам осуществляется выбор промышленного оборудования, закупаемого отечественными предприятиями, каким производителям отдается предпочтение. Особый интерес авторов исследования вызывают компании, являющиеся возможными потенциальными потребителями электродвигателей «РЭД».
О том какие новые вызовы в области импортозамещения возникли у отечественных производителей, каким видят инженеры и руководители будущее своей отрасли, и чем можно было бы помочь российским предприятиям, ИРТТЭКу рассказал Олег Кулаков, директор по развитию Елабужского аккумуляторного завода, который находится в особой экономической зоне «Алабуга» в республике Татарстан.
ИРТТЭК: Много ли импортного оборудования вашему предприятия пришлось заменять на российское в последние два года? Что именно? Можно ли сказать, что замещение прошло успешно?
Олег Кулаков: Наше предприятие – Елабужский аккумуляторный завод изначально строился как типовой завод мирового уровня. Основное производственное оборудование достаточно новое – по нему вопрос обновления не стоит. Однако к оборудованию нужны запчасти и сменная техоснастка. Вот их мы практически полностью заменили на аналогичные из дружеских стран и изготовленные по нашим требованиям на российских предприятиях. В этом направлении мы активно обмениваемся информацией с другими российскими аккумуляторными заводами – открыто делимся информацией и опытом работы.
ИРТТЭК: Насколько легко или, может быть, наоборот - сложно дался переход с западного оборудование на российское? Можно ли говорить о том, что российские аналоги не уступают западным по качеству, производительности, цене, другим существенным характеристикам?
Олег Кулаков: Глобализация экономики привела к тому, что предприятия-лидеры по производству оборудования имеют партнеров во всех странах мира, в т.ч. в России. Например, при анализе итальянской литейной машины мы с удивлением узнали, что основная ее часть – котел – делается в Челябинске, как и большинство из металлоконструкций. Так что по оборудованию традиционных технологий больших вопросов нет. Сложнее с узкопрофильным оборудованием, особенно с обширной автоматизацией и программированием – здесь западное оборудования все-таки на переднем крае технологии. Но все же и по нему можно найти решения.
Что касается цены, то все-таки аналоги оборудования практически всегда существенно дешевле западного и быстрее производится. Хочу отметить, что в 2023 г. Благодаря Инвестиционно-венчурному фонду Республики Татарстан, мы начали проект расширения производства – приобретаем дополнительное оборудование для производства новых типов аккумуляторов. Если до санкций мы рассматривали в первую очередь итальянское и немецкое оборудование, то сейчас мы нашли ничем не уступающее им оборудование из дружественных стран.
ИРТТЭК: Какие вызовы возникли перед вашим предприятием из-за принятия множества антироссийских санкций? Какие меры вы приняли и как вы оцениваете их результативность? Как вы оцениваете результативность мер, принятых в условиях санкций вашими поставщиками и заказчиками?
Олег Кулаков: На первом этапе мы столкнулись с резким падением спроса на нашу продукцию – с одной стороны и резким ростом валютного курса – с другой. Это больше связано с психологической реакцией населения на изменения ситуации. И это пришлось на весенний пик продаж, когда после зимы так называемые водители-«подснежники» готовят свои автомобили к дачному сезону. Это длилось недолго 2-3 месяца, позиция нашего государства была разъяснена людям и поддержана ими и летом спрос восстановился.
Следующий этап – это вал контрафактного и контрабандного импорта из недружественных стран, которые любыми способами, несмотря на свои же санкции, стремились и до сих пор стремятся поставлять свои аккумуляторы в Россию. И их доля хоть и снизилась, но на данный момент составляет 20-25% всего объема отечественного рынка. Наша ассоциация российских аккумуляторных заводов подготовила ряд инициатив по защите внутреннего рынка, мы уже третий год продвигаем несколько инициатив на уровне Минпромторга, Минэкономразвития и других ведомств, которые регулирует внешнеторговые вопросы, а также на уровне Госдумы. За прошлый год мы приняли участие примерно в 50 мероприятиях различного уровня на эту тему. Мы высказали свои предложения о том, как создать законодательные ограничения для импорта с целью стимулировать развитие отечественного производства.
ИРТТЭК: Какими вы видите перспективы в российском машиностроении в условиях продолжения санкций или если они будут смягчены или сняты?
Олег Кулаков: Есть такая фраза: «Все есть яд и все есть лекарство», и ее можно применить к эффекту санкций в машиностроении. Конечно, они существенно затруднили поддержку технологического оснащения предприятий, особенно на первом этапе. Но как я отвечал ранее, все эти вопросы удается решать. С другой стороны, существенно расширились ниши рынка для отечественных производителей, и они этим воспользовались. Продажи нашей компании выросли на 25%.
Что касается перспективы развития отечественного машиностроения, они больше зависят от сбалансированности экономической политики государства, чем от наличия или отсутствия санкций. Насколько сфокусированным будет акцент на российского производителя, как будут поддерживать его развитие, как будут помогать на экспортных рынка – в принципе так он и сможет расти далее.
Справочно: Елабужский аккумуляторный завод — это современный высокотехнологичный завод расположен в особой экономической зоне «Алабуга» в республике Татарстан. Это самое молодое предприятие подобного профиля в России. Завод был открыт 8 декабря 2017 года.
Елабужский аккумуляторный завод входит в группу компаний «КОРИБ» — крупнейшую в Поволжье компанию по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию грузовой техники:
— ООО ТД «КОРИБ» является официальным дилером компании ПАО «КАМАЗ» категории 3S — один из лидеров по продажам грузовой техники и запасных частей к ней.
— АРЗ «КОРИБ» АвтоРемонтный завод — крупнейший в Поволжье завод по капитальному ремонту.
— Сервисный Центр «КОРИБ» — Осуществляет сервисное обслуживание, гарантийный ремонт грузовых автомобилей «КАМАЗ».