Добыча природного газа в России в 2023 году составила 636,7 млрд куб. м (после 673,8 млрд куб. м в 2022 году), сообщил в авторской колонке журнала «Энергетическая политика» заместитель председателя правительства Александр Новак.
Группой «Газпром» (без учета доли в добыче организаций, инвестиции в которые классифицированы как совместные операции) в 2022 году добыто 412,58 млрд куб. м природного и попутного газа.
Европа не осталась без российского газа после диверсии на «Северных потоках» и остановки трубы «Ямал-Европа». Хотя объем поставок резко сократился, наблюдается тенденция с их росту.
Так, в феврале 2024 года Россия нарастила среднесуточный транзит газа через Украину до максимума с ноября 2023 года − до 42, 2 млн куб. м. За год среднесуточный объем прокачки газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС) вырос на 21,3%, по сравнению с январем 2024 года — на 1,2%. Всего в феврале транзитом через Украину в Европу было поставлено 1,22 млрд куб. м газа против 943,5 млн куб. м годом ранее.
Поставки российского газа в ЕС по газопроводу «Турецкий поток» за год выросли на 29,4%. Среднесуточная прокачка газа по нему в феврале достигла 42,3 млн куб. м, что на 29,4% больше, чем в феврале 2023 года, и на 6,8% больше, чем в январе 2024-го.
В общей сложности поставки российского газа в Европу в феврале достигли 2,45 млрд куб. м (84,5 млн куб. м в сутки), в январе европейские потребители получили 2,52 млрд куб. м.
Сейчас газ по трубам в Европу поставляется из России только через Украину и «Турецкий поток». Газопровод Ямал — Европа мощностью 32,9 млрд куб. м в год фактически не используется с конца 2021 года, газопровод «Северный поток» (мощность — 55 млрд куб. м в год) — с осени 2022 года, когда три из четырех ниток газопроводов системы были разрушены в результате диверсии.
По мнению экспертов, в Европе из-за снижения цен на газ сейчас растет спрос на него со стороны энергетиков и промышленности. Рост спроса на российский газ также вызван более холодной, чем в прошлом году, зимой и потребностями промышленности, запасающейся газом на фоне привлекательных цен.
По словам вице-премьера А. Новака, в 2023 году экспорт трубопроводного газа из России составил 99,6 млрд куб.
Производство и экспорт СПГ из России остаются стабильными. Сейчас в России действует два крупных завода по сжижению газа: «Сахалин-2» (51% акций у «Газпрома») мощностью 11,6 млн т (16 млрд куб. м) и «Ямал-СПГ» (16,5 млн т, или 22,7 млрд куб. м), подконтрольный НОВАТЭКу.
Аналитики пишут о 15 ледокольных танкерах СПГ, которые регулярно транспортируют российский газ на импортные терминалы СПГ в четырех странах ЕС: Бельгии, Франции, Нидерландах и Испании. Все эти перевозки осуществляют из крупнейшего российского экспортного порта СПГ Сабетта проекта «Ямал СПГ». Кроме того, европейские порты Зебрюгге и Монтуар считаются важными узлами для дальнейшего экспорта в такие страны, как Турция, Китай или Тайвань.
«Ямал-СПГ» − первый из ряда крупных российских проектов СПГ был введен в эксплуатацию в 2017 году. Его пропускная способность часто превышает паспортную. Кстати, специалисты сообщают, что проект успешно пользуется низкими температурами в Арктике. Производительность падает, когда температура окружающей среды поднимается выше +5 °C.
По данным А. Новака, поставки СПГ на экспорт из РФ в 2023 году составили 45,4 млрд куб. м (что на 1,9% меньше, чем в 2022 году - 46,3 млрд куб. м).
В конце прошлого – начале нынешнего года выросли поставки СПГ из России. В 4 квартале 2023 года поставки СПГ из России в ЕС составили 4 172 млн.куб.м. США поставили 17 030 млн.куб.м. В январе 2024 Россия поставила рекордные объёмы СПГ в Европу − 2 059 млн.куб.м. или 20% от всех поставок СПГ, 5 773 млн. куб.м. поставили США.
Всего с начала российско-украинского конфликта 24 февраля 2022 года с Ямала в порты ЕС или для перевалки в водах ЕС было доставлено 34 миллиона тонн СПГ (соответствует более половине потребления газа в Германии в 2023 году). Считается, что не менее 6,6 млн тонн, или около 20% от общего объема поставок, было отправлено через Европу в неевропейские страны. Страны ЕС заплатят 8,1 миллиарда евро за поставки СПГ из России в 2023 году.
Забавно, но по оценкам IEEFA, углеродный след одного кубометра американского СПГ в 4 раза выше, чем у трубопроводного из России. Впрочем, о чистом нуле в Европе уже начинают говорить, как о нелепой шутке.
Всего поставки в Европу газа из России в 2023 году составили около 27 млрд куб. м по сравнению с пример с 160 млрд куб. м до украинских событий. Через Украину в Европе прошло порядка 12-14 млрд куб. м.
Значимое место в газовом экспорте России составляют поставки сжиженных углеродных газов (СУГ), по итогам 2023 года они достигли 3,577 миллиона тонн, превысив, таким образом, показатели предыдущего на 3,4%, подсчитали аналитики группы «Петромаркет».
При этом экспорт в европейских направлениях, по оценке «Петромаркета», снизился на 16,5% по сравнению с 2022 годом − до 2,318 миллиона тонн. Экспорт этого продукта в Турцию в прошедшем году увеличился на 93%, до 543 тысяч тонн, в страны Центральной Азии − на 83%, до 203 тысяч тонн, в Афганистан − в 1,2 раза, до 228 тысяч тонн. Поставки в Монголию увеличились на 10%, до 42 тысяч тонн. Всего же объем экспорта в неевропейские направления по итогам 2023 года вырос на 84%, до 1,26 миллиона тонн, а его доля в совокупном экспорте СУГов России составила 35,2%, увеличившись с 19,8% в 2022 году.
В Китай Россия в 2023 году по железной дороге и автотранспортом поставила 244 тыс. тонн сжиженных углеводородных газов (СУГов), экспорт вырос в 2023 году относительно 2022 года на 63%.
Россия — ведущий экспортер энергоносителей в Китай. В 2023 году Китай закупил у РФ 107 млн тонн нефти (повышение на 24%) и 8 млн тонн СПГ (рост на 23%). Поставки по газопроводу «Сила Сибири» увеличились в 1,5 раза, до рекордных 22,7 млрд кубометров.
Экспорт СПГ по СМП
Экспорт СПГ с арктических газовых месторождений по Северному морскому пути (СМП) становится все менее реальным, хотя расстояния транспортировки по СМП гораздо меньше, чем через Суэц и юг Африки.
В короткое северное лето существенной проблемой является проходимость грузовых судов по участкам с малыми глубинами. Потребуется много средств на то, чтобы провести дноуглубительные работы в акватории СМП. Например, такие работы для терминала «Утренний» проекта «Арктик СПГ-2» обошлись в 37,5 млрд руб. при общей стоимости терминала 95,7 млрд руб.
В зимний период транспортировка СПГ через СМП нерентабельна или невозможна, «Новатэку» дешевле переваливать СПГ под Мурманском с судов ледового класса на обычные. Так, Россия стала направлять свой сжиженный природный газ в Китай в обход Красного моря, выбирая маршрут вокруг Африки продолжительностью в среднем 45 дней, следует из данных LSEG. Танкер LNG Geneva, загруженный 3 января российским СПГ с Ямала возле острова Кильдин в Мурманской области, где происходит рейдовая перевалка по схеме «борт-в-борт», прошел путь вокруг Африки и разгрузился 16 февраля на терминале Jieyang в Китае.
Еще один танкер с российским газом с принадлежащего Новатэку завода Ямал СПГ — Clean Vision, отправивился из Мурманской области 17 января и прибыл в Китай 28 февраля.
Предсказания о скором освобождении Ледовитого океана ото льда не оправдались. До 2012 года площадь арктического льда неуклонно сокращалась.
А потом началась стабилизация площади ледяных полей.
Графики норвежского института полярных исследований подтверждают: с 2012 практически прекратилось сокращение площади льда в Арктике, а в Антарктике этого сокращения никогда и не было.
Данные Арктического и антарктического научно-исследовательского института показывают, что в 25% сезонов 1991-2020 гг. лед не отходил от побережья Таймыра (фиолетовая кривая кромки льда).
Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов уверенно предсказывает наступление очередного похолодания климата планеты в 2030-35 гг. с замерзанием СМП. Уже сегодня западные ученые начинают беспокоиться по поводу роста интенсивности и частоты зимних похолоданий в северном полушарии, объясняя это, естественно, глобальным потеплением. Так что реально ожидать всплеска интереса к российскому газа в ближайшие пять лет, а если будет совсем холодно, то и «Северный поток» починят.
Пока же «Новатэк» рисует картины экспорта СПГ по СМП с «Арктик СПГ-2».
Глобальное похолодание ставит крест на давно обсуждаемых проектах добычи метана из газогидратов, в которых содержится более половины мирового запаса метана. Без бесплатного тепла Солнца процесс становится невыгодным − энергии, получаемой от сжигания кубометра метана, недостаточно, чтобы высвободить кубометр метана из соединения с водой.
Перспективные проекты российского газового экспорта
Проект экспорта газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири-2» рассчитан на 50 млрд кубометров, из которых Монголия возьмет себе 5-10.
Несмотря на усилия российской стороны ускорить сделку, за последние два года существенного прогресса достигнуто не было, а необходимое соглашение о покупке (покупателе) с Китаем до сих пор отсутствует. Тем временем «Газпром» завершил технико-экономическое обоснование и этап проектирования проекта, и, похоже, что может пойти на весьма необычный и рискованный шаг и начать строительство трубопровода без китайских контрактных обязательств. По словам вице-премьера России Виктории Абрамченко, строительство монгольского участка трубопровода («Союз-Восток») может начаться уже в первой половине 2024 года. Трубопровод может быть введен в эксплуатацию в этом десятилетии и постепенно выходить на мощность — аналогично до «Силы Сибири-1» и, возможно, достигнет 15 млрд куб. м в год к 2030 году и 50 млрд куб. м в год к 2035 году.
Столкнувшись с резким сокращением экспорта газа, Россия также обратилась к рынкам бывших советских республик, поставки на которые выросли с 2022 года. Россия подписала контракт на поставку газа с Азербайджаном в ноябре 2022 года, но ЕС обеспокоен тем, импортирует ли Азербайджан российский газ с целью экспорта большего количества своего газа в страны ЕС, что привело к непродлению сделки в 2023 году. Однако обе страны договорились возобновить поставки в 2024 году.
В декабре 2022 года президент России Владимир Путин предложил создать Трехсторонний газовый союз с Казахстаном и Узбекистаном. Хотя первоначальная реакция этих стран Центральной Азии была скептической, их серьезный сезонный дефицит газа и политическая зависимость от России вынудили наконец принять это предложение. Узбекистан согласился импортировать 2,8 млрд куб. м российского газа в год, начиная с октября 2023 года, а Казахстан обязался обеспечить транзит газа через свою территорию и оценить потенциальный спрос на поставки российского газа на своем внутреннем рынке. Три страны также обсуждают потенциальный транзит российского газа в Китай через свою территорию, но реализация этого проекта будет зависеть от готовности китайских компаний получать эти дополнительные объемы. В целом, похоже, что 30–40 миллиардов куб. м традиционного экспорта газа в страны бывшего СССР рынком России.
Реально, хотя и сомнительно в срочности реализации, осуществление проекта «НОВАТЭКа» «Мурманский СПГ». Строительство этого завода и магистрального газопровода к нему позволит задействовать ежегодно порядка 40 млрд кубометров природного газа из 90 млрд. от сокращения европейского экспорта, и помимо поставок сырья для сжижения позволит газифицировать Мурманскую область и север Карелии. К тому же, энергетические потребности «Мурманского СПГ» в размере 500МВт полностью закроет Кольская АЭС, которая обладает незадействованным резервом мощности.
Согласно планам компании, завод должен включать три линии сжижения мощностью 6,8 млн тонн в год каждая, таким образом совокупная проектная мощность предприятия (20,4 млн тонн) превысит возможности и «Арктик СПГ — 2» (19,8 млн), и «Ямал СПГ» (17,4 млн). Ввод первых двух линий намечен на конец 2027 года, третья должна быть пущена в эксплуатацию в конце 2029-го.
***
Заключение
Принципиальная и пока неразрешимая проблема мирового рынка газа, как и всех остальных рынков энергоресурсов, − в абсолютной негибкости рынка. Любое отклонение от равновесия приводит к чрезвычайным и далеко идущим последствиям. Несколько ракет хуситов − и для судов перекрыто Красное море и Суэцкий канал. Нам предстоит увидеть немало резких поворотов в функционировании мирового рынка трубопроводного газа и СПГ. Взрыв «Северных потоков», ведущий Германию к экономическому краху, показал, какими могут быть основные цели следующей мировой войны.
Сергей Воробьев, руководитель Экспертного совета, директор Института развития технологий ТЭК